ЧТО ТАКОЕ РЕФЕРЕНСЫ

...и как ими правильно пользоваться
В переводе с английского, референс – это сноска, справка.

По сути, референс для рисования - это вспомогательное изображение, фото, на которое художник/иллюстратор опирается при создании своей работы. Их может быть несколько, либо один конкретный.

Если вы оглянетесь на нашу повседневную жизнь, вы увидите, что на деле она полна референсов. Когда вам рассказывают историю и описываю какое-то место, вы представляете его на основе своего опыта. Возможно, вы были в этом месте, видели на фотографии, на картине или читали описание про это место в книге или журнале. Воображение нарисует его и дополнить деталями. Но если вы решите нарисовать это место, ваше воображение при рисунке «по памяти» сыграет с вами злую шутку - даже опытные художники могут неправильно исказить пропорции и форму предметов, не рассчитать их в пространстве или выбрать не тот цвет. Никто не предлагает вам отказаться от воображения, здесь важнее на основе реальных предметов создавать свои фантазии. Если проводить аналогию: Сальвадор Дали создавал свои картины на основе сновидений, но предметы, которые он писал были реальны, хотя бы отчасти. Так он часто писал свою жену с натуры, пейзаж рядом со своим домом. Отсюда можно сделать вывод, что в отсутствии натуры, референс для художника- это необходимый и неотъемлемый элемент работы, как материал, которым он рисует и инструмент рисования.


ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ РЕФЕРЕНСОМ?

  • Полное изображение персонажа
  • Части и особенности объекта
  • Ракурс, поза, одежда персонажа
  • Текстовое описание объектов
  • Коллаж
  • Moodboard
  • Описание размеров

КАК РАБОТАТЬ С РЕФЕРЕНСОМ

чтобы это не являлось плагиатом и какие референсы лучше не использовать на персонажа.
Начиная работу над иллюстрацией, мы имеем конкретную цель.
Даже если это просто вдохновение - вы прокачиваете собственные навыки и эти навыки конкретны, так как референс обуславливает выбор материала и возможности стилизации. К примеру, референс для акварели далеко не тоже самое, что референс для графических скетчей. Для акварели, вы, возможно выберете что-то более многоцветное, гармоничное по цветовым сочетаниям, с интересным освещением. Словом, то, что хорошо можно обыграть красками в сочетании с водой. Для графики имеет смысл выбрать даже черно-белый референс, что упрощает передачу объема. Но говоря сейчас об акварели и графике, я имею в виду именно фото.

Не исключен вариант, что вы вдохновились и работой другого художника. Что же в этом случае? Будет ли это ваша работа? Да. Можно ли ее использовать в коммерческих целях? Нет.
Так как вы используете чужой интеллектуальный труд. Та техника и/или тема иллюстрации, которую вы копировали создана художником путем своих творческих поисков, на нее затрачены не только время самой работы, но и весь путь, который к ней вел. Конечно, поставив себя на место этого автора, вы поймете, насколько это неприятно. Возможно, вы сами оказывались в ситуации, когда вашу работу «крали».

Таким образом, копирование чужой художественной работы - это ваш опыт, тренировка, проба техники, но не ваше достояние.
Если вы собираетесь выложить эту копию в соцсетях, обязательно отметьте автора и укажите в тексте, что работа является копией и не несет под собой цели продать ее.
По части референсов для персонажей существует тонкая грань этики использования чужих фото. По сути, выкладывая свое фото в интернет, вы уже даете согласие, на то, что фото могут использовать в сторонних источниках. Но с другой стороны, правильней будет при публикации своей иллюстрации, указывать человека, которого вы рисовали. При использовании этой работы на стоках, сайт попросит вас указать согласие модели на публикацию вашей работы с ней (аналогично фото с человеком). И тем более, если ваша работа является коммерческой и вы рисуете популярную личность в рекламных целях без согласия на то человека, это является грубейшей ошибкой, нарушающей права человека.Также обратите внимание и на позитивную сторону вопроса - если вы рисуете медийную персону, которая активна с соцсетях, она может сделать репост вашей публикации с ссылкой на вас, что даст вам дополнительный прирост аудитории.

КАК ПЕРЕРАБОТАТЬ НЕСКОЛЬКО РЕФЕРЕНСОВ И СДЕЛАТЬ СВОЮ ИЛЛЮСТРАЦИЮ БОЛЕЕ ОРИГИНАЛЬНОЙ

давайте разберем на примере коммерческого заказа

01

Первое, что обогащает вашу иллюстрацию - это идея, концепция
Она и задает вам сразу несколько вопросов: какая будет композиция, цветовая гамма, во что будет одет персонаж, какая будет поза у персонажа и одежда, какие эмоции должна вызвать иллюстрация
02
Чтобы ответить на эти вопросы, вы начинаете искать в интернете подходящие картинки и подбирать варианты композиции
03
Рисуете небольшие черно-белые поисковые эскизы композиции и согласовываете цветовую гамму. Это референс для цветовой гаммы и для композиции. Для композиции может быть составной референс.
04
Поскольку у вас есть конкретная задача по настроению, вы должны отобразить ее и плюс к этому, выигрышно показать продукт - это уже несколько референсов.

05
И также, вы можете иметь референс для стилизации. Это может быть и чужая работа, и ваша. В случае с чужой работой, анализируйте ее, не повторяйте точь-в-точь. У вас, в конце концов, свой взгляд на иллюстрацию и свой опыт.
Если клиент приходит с запросом «повторить чужую работу», посоветуйте ему обратить к самому автору. Совершенно не факт, что он последует вашему совету, но ваша репутация будет чиста.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: любой референс проходит через призму вашего восприятия, опыта, вкуса и вы в праве менять в нем что-то, не нарушая границ другого человека с изображения. Мы находимся в мире, где визуальный контент расходиться на множество и множество страниц интернета и фотографий, наша задача- остаться честным с самим собой.
Учиться на копиях, но не воровать мысли другого художника.


СПИСОК БЕСПЛАТНЫХ СТОКОВ РЕФЕРЕНСОВ ДЛЯ ДИЗАЙНА, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ИСКУССТВА:
КАТЕРИНА ПАШЕГОР
Практикующий Fashion иллюстратор, Преподаватель и
автор онлайн курсов по fashion иллюстрации в арт школе Fantasy Room, Автор книги Исскуство Fashion Иллюстрации
Понравилась статья?
Заходи на наш сайт и выбирай подходящий курс!