© Fantasy Room 2014-2021
Все права защищены
Мы не даем правила текстом: вместе с учениками мы создаем наглядные цветные схемы, графики и таблицы
EN
Как развивать креативное мышление?
В Барселоне находится музей Пабло Пикассо, где зал целиком посвящён одной работе другого живописца - Веласкеса «Менины Инфанты». Зал заполнен работами Пикассо с одной композицией, но разными мотивами и
плоскостями. Видно, что художник искал наиболее выразительный фрагмент в своём стиле.

Если вы обратите внимание на ряд других художников, заметите похожую тенденцию-одна идея, разные варианты. Помимо поиска композиционного решения, такие эскизы развивали креативное мышление художников и в этом поиске рождалось то, что мы в последствии имеем возможность
назвать шедевром изобразительного искусства. Креативность - своего рода создание связей между, порой, разными вещами. Давайте рассмотрим наиболее важные подходы для развития креативного мышления.
Зачем развивать образное мышление?
1
Во-первых, я развиваете свой профессионализм, ищите новые
подходы к уже привычным предметам
2
Во-вторых, вы «ставите» руку, часто практикуясь на простых заданиях
3
Учитесь не бояться ошибок, ведь не ошибается только тот, кто ничего
не делает
4
Расширяете кругозор и свою зрительную память, со временем
отбрасываете лишние элементы рисунка в пользу важных и наиболее
выразительных
5
Учитесь наблюдать за объектами рисунка, выгодными ракурсами и
текстурами
6
Ну и, в конце концов, в нашей повседневной жизни вы учитесь
нетривиальному решению поставленной задачи
Упражнение на ассоциации с цветом.

Для работы вы можете использовать музыкальные композиции или запахи. Давайте рассмотрим это упражнение на примере музыки. Соберите плейлист разных по стилю композиций, которые вам приятны. Не забудьте добавить классику или композиции без слов - они лучше помогают абстрагироваться от текста и чувствовать ритм и инструменты. Берите любые, приятные для вас инструменты и материалы - может быть, это будет акварель с круглыми, плоскими кистями или спонжем.
Включайте музыку, закрывайте глаза и прослушайте композицию, попробуйте перенести на бумагу тот цвет, которым играет инструмент, его тональности, настроение. Не важно, узнают ли окружающие в вашем скетче эту музыку. Бывает, что эти ассоциации диаметрально разные даже у близких людей.
Не берите большие листы, буквально А5 или даже меньше, так вы сможете делать скетчи быстро - во время звучания композиции. Обратите внимание на смешение материалов для большей выразительности, например, акварель и масляная пастель, брызги, сухая кисть, соль.
2. Упражнение на разрисовку с помощью одной линии.
Представьте, что ваша ручка/карандаш/кисть способны вести только линию
как нить, не отрывая руки. Вы можете наслаивать линии, пересекать,
сгущать. Используйте ломанные линии и мягкую пластику в зависимости от
предмета. Не пугайтесь, первые скетчи будут не самыми успешными - это
происходит оттого, что ваш мозг сопротивляется нестандартному ходу
работы (вместо штрихов сплошная линия). Несмотря на неуверенные
первые шаги, уже через несколько дней вы получите совершенно иной
результат.
3. Упражнение на развитие абстрактного восприятия.

Возьмите любой предмет, объект, любое, что придёт в голову или будет под рукой. К примеру, точилку для карандаша. Составьте список свойств этого объекта и ассоциаций. Обратите внимание на его функцию и основной характерный элемент.
Например, ход ваших мыслей может быть таким: Острый Лезвие Завинчивать Спираль Карандашная стружка Сухой звук срезания дерева

Далее возьмите ручку или карандаш, ограничьте пространство листа небольшим квадратом и попробуйте нарисовать эти ощущения. Сделайте несколько композиций. Используйте только один цвет и разную толщину линий.
В итоге этого упражнения полезно узнать у окружающих, какие эмоции вызывают у них эти композиции, что напоминают. Это позволит понять,находитесь ли вы на правильном пути, ведь эти абстрактные композиции линейно и композиционно должны вызвать у большинства людей более или менее схожие ассоциации. В дальнейшем это можно перекладывать на ваши коммерческие заказы, чтобы вызвать у зрителя нужные эмоции.
4. Упражнение на тактильное восприятие предметов.
Попросите кого-то положить в пакет или коробку предмет, не показывая его вам. Предмет не должен быть очевиден по форме. К примеру, никто не сомневается в том, как выглядит яблоко и банан и, нащупав в коробке его, вы нарисуете этот объект по памяти.
Возьмите что-то сложнее: флакон духов, степлер или другой сложносоставной объект. Возможно, он не стоит на виду каждый день и не используется часто, и даже если вы его узнаёте, опирайтесь на свои ощущения и фактуры/текстуры объекта.
Наш глаз привыкает видеть какие-то объекты, мозг их упрощает, лишает деталей. Но при рисовании детали, пропорции, форма имеют первостепенное значение.

5. Упражнение на сочетание несочетаемого.

Это упражнения в качестве творческого эксперимента использовали сюрреалисты в первой четверти ХХ века. Выглядело оно так: собиралась
группа людей, писали на бумажке по одному слову- у одного подлежащее, у другого сказуемого и так далее другие члены предложения. Далее листочки
собирались воедино и составляли предложения, среди удачных итогов таких экспериментов фразы «изящный труп будет пить молодое вино» и
«встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе». Некоторые иллюстраторы строят свой стиль, основываясь только на одном
этом упражнении - разница в технике исполнения.

Но мы, в качестве упражнения, можем упростить себе задачу и выбрать просто нестандартное словосочетание и затем попробовать это соединить в рисунке. Выберите слова из той области, которая вам близка. Например, если говорить о моде, возьмём словосочетание платье-молния. Что вы представили? Платье из застежек-молний или платье на котором изображены молнии? Зарисуйте это и вы увидите, как ваша фантазия в процессе создаст новые и новые ассоциации этого сочетания. Этот ход хорошо работает для фантазийных иллюстраций и хорошо запоминается зрителю своей оригинальностью, а вы разрываете шаблоны мышления.
Выполнение всех этих упражнений может быть вариативным и преобразовываться в новые формы на вообще усмотрение, ведь ограничивать себя в фантазии для развития креативности даже вредно. Не требуйте от себя полноценных чистовых работ и не засиживайтесь над одной работой подолгу - лучше сразу установить себе определенный тайминг. Некоторым будет тяжело отказаться от своего перфекционизма, но идеал - это иллюзия, за которой кроется страх ошибки. Совершайте их, уберите подальше свои неудачные работы и достаньте через месяц регулярных тренировок. Поверьте, вы обнаружите новый повод гордиться
собой, сравнив работы.
Made on
Tilda