Как выбрать холст для живописи

Для успешной работы с маслом или акрилом недостаточно подобрать краски и овладеть кистью. Очень важным аспектом при написании картины является ее основа - холст. Как выбрать холст для живописи и на что обратить внимание, задумываются все начинающие художники.

Содержание

Материалы для холста

Многие с детства знакомы с рисованием на бумаге или картоне, но такие материалы больше подходят для школьных уроков. Они быстро приходят в негодность, а бумага и вовсе впитывает слишком много влаги и не подойдет для работы с маслом. Первые картины масляными красками писались художниками по дереву. Этим материалом не пренебрегают и современные художники. Однако более классическим вариантом можно считать использование холста для живописи.
Существует несколько видов материалов, подходящих для создания холстов:

  • хлопок;
  • лен;
  • синтетика;
  • комбинированные ткани.
Каждый из перечисленных вариантов имеет как ряд преимуществ, так и свои недостатки.

Наиболее проверенным временем можно считать льняной холст. Их используют уже столетия, и все испытания временем он стойко выдерживает. Льняной холст не провисает, не впитывает влагу, не плесневеет и сохраняет свою зернистость. К недостаткам можно отнести дороговизну и большой вес материала.
Хлопковый холст используется не так давно, поэтому тяжело спрогнозировать его поведение в долгосрочной перспективе. Однако, на сегодняшний день он зарекомендовал себя с хорошей стороны. Легкий и значительно более доступный, чем льняной, холст из хлопка имеет мелкую фактуру и приятный бело-кремовый оттенок, мягкий, а при хорошей натяжке очень удобный в работе. К сожалению, такие холсты впитывают влагу и могут стать средой для развития плесени, а при перепадах температуры могут провисать.
Синтетический холст является еще более новым вариантом основы для живописи. Свое испытание временем такой холст еще не прошел. Холст из синтетических материалов не впитывает влагу, потому не подвержен гниению и поражению плесенью, имеет низкий вес и не деформируется при воздействии температур. Из-за низкой популярности, редко выбирается профессиональными художниками.
Последний вариант - комбинированные холсты. Нередко встречаются комбинации льна и хлопка, а также хлопка и синтетики. Такие варианты собирают все преимущества обоих материалов, потому привлекают многих художников.

Зернистость холста для живописи

Одной из основных характеристик холста для живописи является его зернистость, или фактура. Выделяют 3 типа зернистости:

  • мелкозернистый (200-300 г/м²);
  • среднезернистый (300-400 г/м²);
  • крупнозернистый (500-600 г/м²).
Каждый из них подходит для определенного типа живописи.

Мелкозернистый холст имеет практически гладкую поверхность. На таком холсте удобно рисовать этюды, натюрморты, портреты и другие картины, где потребуется тонкий переход между оттенками.

Среднезернистый холст является самым универсальным. Его часто используют новички.

Крупнозернистый холст - специфическая основа. Его используют для крупных картин и широких мазков плотными красками. Фактура при этом остается заметной даже в готовой картине.

Подрамник для холста

В продаже можно встретить холсты для живописи в трех вариациях:

  • на подрамнике;
  • на картоне;
  • в виде рулона ткани.

Самый популярный вариант - это холст для живописи на подрамнике. Именно с такими холстами обычно работают ученики на мастер-классах по живописи акрилом или маслом. Холст должен быть качественно натянут на подрамник, чтобы на углах не было складок, а в центре провисания. Только в таком случае при работе не будет деформироваться сам холст и изображение на нем.
Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных реек, на которую и натягивается холст. Форма подрамника может быть абсолютно любой: от классического квадрата и прямоугольника, до круга, овала или сложных геометрических фигур.

Подрамники могут быть 2 типов:

  • глухой;
  • модульный.
Первый представляет собой сплошную конструкцию со склеенными по углам рейками. Такой вариант не позволяет менять натяжение холста. Модульный подрамник имеет более сложную конструкцию. Дополнительные колышки позволяют регулировать натяжение при вбивании их в углы. Это особенно актуально при хранении картин в помещениях с повышенной влажностью.

Некоторые художники предпочитают использовать в качестве основы холст, наклеенный на картон. Такой вариант удобен тем, что не будет провисать со временем. Однако во время самого написания картины у художника не будет характерной для подрамников пружинистости холста.
Ткань в рулонах для живописи обычно покупают уже опытные художники. Это позволяет им отрезать необходимый по размеру кусок и самостоятельно натянуть его на подрамник. Новичку с такой задачей справится крайне сложно. Даже опытные мастера не всегда рискуют делать это самостоятельно. Кроме того, такие холсты часто продаются без грунта.

Для чего нужен грунт на холсте для живописи

Как готовят стену к поклейке обоев, а мебель к покраске, так и холст для живописи необходимо подготовить к работе. В продаже в основном можно встретить уже загрунтованные холсты, однако, можно заняться грунтовкой и самостоятельно. Для новичков лучше доверить эту часть работы профессионалам. Важно, чтобы грунт был нанесен без пробелов и погрешностей.
Холст для живописи обычно покрывают одним из двух типов грунта:

  • акриловый грунт;
  • масляный грунт.
Акриловый грунт можно наносить на любую основу. Он довольно универсален и подходит для работы с акрилом, маслом, темперой и другими материалами. Акриловый грунт быстро сохнет и отличается эластичностью.

Масляный грунт идеально подходит для работы с масляными красками, так как не впитывает влагу и не влияет на оттенки используемых в картине красок. Заметим, что на таком грунте невозможна рельефная живопись.

Практические советы по выбору холста для живописи

Если вам необходимо выбрать холст для ребенка, который начинает курс живописи для детей, или для взрослого-новичка, то следует воспользоваться следующими советами:

  • выбирайте только натянутые холсты, так как самостоятельно идеально выполнить это скорее всего не удастся;
  • берите уже прогрунтованный холст для живописи;
  • подбирайте материал и зернистость холста в соответствие с видом живописи, техниками и типом красок;
  • проверяйте, нет ли на холсте узелков, зацепок и прочих повреждений;
  • проверяйте правильность натяжения (волокна должны быть параллельны линиям подрамника, а середина не должна провисать, а наоборот должна пружинить под рукой);
  • отдавайте предпочтение модульным подрамникам;
  • начинайте с универсального среднезернистого холста с акриловым грунтом.
Как и во всех аспектах творчества, со временем каждый художник находит идеальную для себя основу для живописи, но начинать всегда стоит с универсальных вариантов.
Александа гоГа
Практикующий иллюстратор, Преподаватель и
автор онлайн курса по живописи акрилом в арт школе Fantasy Room
Понравилась статья?
Заходи на наш сайт и выбирай подходящий курс!