© Fantasy Room 2014-2021
Все права защищены
Мы не даем правила текстом: вместе с учениками мы создаем наглядные цветные схемы, графики и таблицы
EN

Как сочетать цвета?

Первая характеристика, которую дает объекту человек, впервые его увидев- это цвет. Цвет играет в нашей жизни большую роль, как на уровне подсознательного, так и на уровне физического восприятия.
С детства мы познаем мир вокруг с помощью ассоциаций цветов, смотрим в природе на их сочетания. Что-то нам нравится, что-то пугает.

Так простые сочетания такие как оранжевый-зеленый могут ассоциироваться у нас с морковью, а желтый с черным-с осами и пчелами.

Помимо простых спектральных цветов, будто взятых из баночки с детской гуашью, мы постепенно начинаем разбирать и ценить полутона. Осознаем какие цвета подходят к нашему тону кожи, как красиво выглядят замерзшие под инеем листья и трава поздней осень.

К этому присоединяется наша этническое восприятие цвета, устоявшееся в нашем регионе как специфическое. Также на нас влияют фильмы, картины и просто огромное количество информации, идущее из внешнего мира.
Окружающие нас цветовые сочетание не возникают просто так, а приводят к нам определенные эмоции.
Это происходит при использовании различных цветовых гармоний, которые мы с вами и рассмотрим далее. Вы сможете понять и применять их на практике, как выразительные средства-будь то одежды, интерьер, иллюстрация, даже букет в подарок.
Начнем с цветового круга, по которому далее вы сможете ориентироваться в гармониях.
У цвета есть три характеристики: цветовой тон, насыщенность и яркость (светлота). Цветовой тон – это принадлежность конкретного оттенка к спектрально яркому тону. Мы определяем сложные оттенки, но упрощенно относим их почти к тем тонам, которые имеет радуга.
Насыщенность – это отличие конкретного цвета от серого такой же светлоты.
Светлота (яркость) - это отличие конкретного цвета по шкале от черного до белого.
Начнем с однотоновой гармонии.

Это гармония одного тона, например, красного в границах шкалы этого цвета посередине и черного с белым по краям.
По сути растяжка цвета в белый и черный предполагает минимальный контраст и напряжение зрителя. Это мягкие переходы от моря к воде в пасмурный день или песчаные дюны и скалы.

Максимально комфортное сочетание для нашего зрения.
Аналоговая цветовая гармония или гармония родственных цветов.

Это использование оттенков, расположенных в соседних сегментах от основного тона – справа и слева. Не забывайте, что при этом оттенки могут быть разнонасыщенные и разносветлотные, это напрямую влияет на наше восприятие.

Если все тона пастельные, либо темные это также не станет сильным раздражителем и не вызовет яркой реакции зрительного нерва. Состояние, которое передает данная гармония-спокойное, умиротворенное.
Далее рассмотрим две гармонии, представляющие собой форму треугольника: раздельно-комплементарная и триадная.

Раздельно-комплементарная гармония предполагает выбор основного цвета и двух дополнительных, которые расположены справа и слева от контрастного к нему цвета(он всегда напротив). При этом сам контрастный цвет не используется.

Три цвета дают большой диапазон для сочетаний и хорошо смотрятся на иллюстрации. Они достаточно выразительны, почти как контраст противоположностей, но чуть более смягчены. Визуальный эффект данной гармонии создает конфликт, действие, энергию в работе или объекте. Эмоции от данной гармонии уже выражены гораздо сильнее, чем в случае с родственной гармонией.
Триадная цветовая гармония выглядит как равносторонний треугольник.

Цвета - участники такой гармонии равноудалены по цветовому кругу друг от друга и также выразительно насыщенны, как и в прошлой гармонии. При таком типе гармонии, вы сможете легко перенасытить зрительную составляющую работы. Поэтому желательно один из цветов триады сделать солирующим, второй –базовый и третий акцентный.
Контрастная гармония - наиболее выразительная и визуально резонирующая. Даже при использовании темных или пастельных, выбеленных цветов остается максимально эмоциональным и ярким.

Такой контраст - это беспроигрышный вариант практически для любой работы. Он безусловно привлечет внимание.
И еще одна гармония, весьма сложная для использования, но все таки не брать ее в расчет нельзя. Это тетраидная гармония.

При ее использовании выбранные цвета(их 4) находятся на одинаковом удалении друг от друга, образуя четырехугольник.
Четыре контрастных цвета выглядят выразительно, однако перенасыщают изображение. Их использование возможно с максимальной осторожностью и вариациями.

Практическая значимость любой гармонии станет для вас очевидной, когда вы захотите выразить эмоциональную составляющую иллюстрации, либо в процессе работы столкнётесь с трудностями выбора дополнительных цветов. Вы всегда можете прибегнуть к одной из гармонии для улучшения работы.

Помните, что спектральный цвет содержит множество оттенков и важно понимать, что гармонии связаны еще и с нюансами, тонким регулированием цветов по светлоте и насыщенности. Если у вас нет задачи сделать какой-то яркий плакат, то возьмите за правило делать акцент наиболее ярким цветом. Также наиболее контрастные и резонирующие цвета могут выражать передний план.
В любом случае, цветовосприятие достаточно тонкая вещь, которая воспитывается со временем на практике. Даже смена красок может поменять ваше цветочувствительность. Все приходит с опытом.
Коммерческий иллюстратор, преподаватель Fantasy Room Moscow
Ольга Лапинская
Made on
Tilda