© Fantasy Room 2014-2021
Все права защищены
Мы не даем правила текстом: вместе с учениками мы создаем наглядные цветные схемы, графики и таблицы
EN

Как выбрать бумагу для акварели?

Наверняка все помнят ситуацию из детства, когда рисуешь фломастерами на обычной бумаге, но она не выдерживает и отпечатывается на столе, а может и на скатерти, что хуже. К счастью, сейчас в нашем распоряжении огромное количество производителей и видов бумаги и важно для своей работы не запутаться в этом многообразии. Давайте разберемся вместе.

В этой статье речь пойдет об акварельной бумаге. К ней больше всего вопросов, так как акварель в первую очередь - это вода и пигмент и многое зависит от того как бумага «подружиться» с ними.

Фактура бумаги для рисования акварелью делится на три основные группы:
1. Мелкое зерно (satin) - достаточно гладкая фактура, получаемая путем горячего пресса бумаги. Подходит для мелкой детализации и лессировок, ботанической живописи. По сути, также будет хороша и для портретов, и для акварельных зарисовок фигуры, так как зерно не будет отвлекать на себя внимание и создавать дополнительный «шум».

2. Среднее зерно (fin) - можно назвать универсальной бумагой, так как она подходит под разные техники и задачи: на ней хорошо будут смотреться и пейзажи, и крупный формат, и красивые заливки с гранулирующей акварелью. Такую бумагу получают путем холодного пресса. Идеальна для начинающих, так как не капризна в работе и на ней легко получить эффектный результат при минимальных усилиях.

3. Крупное зерно (torchon/rough) - чаще всего получают засчет сушки без отжатия. Таким образом бумага обретает крупные бугорки и впадины, напоминающие кожу слона. Такой вид бумаги не совсем подходит под детализацию и портреты, но будет комфортен при экспрессивной технике, работе с сухой кистью. На такой бумаге легко получить красивые разводы и интересные эффекты, но реалистичная стилистика с этой бумагой крайне проблематична.



Фрагмент работы на Fabriano designo сатин 100% хлопок
Помимо этих трех разновидностей, можно также упомянуть бумагу с нестандартным тиснением-лен, скорлупа, кожа. Все эти бумаги чаше всего имеют небольшую плотность и больше подходят для натягивания на планшет. Плюс ко всему, в основе своей эта бумага похожа на старый добрый ватман. А значит это целлюлоза. Маленькая плотность не дает акварели возможности сделать даже несколько слоев и крайне быстро показывает катышки. Скорлупа и лен сами по себе достаточно приятны по текстуре, но кожа имеет слишком крупные заломы, чтобы можно было писать на ней портреты, что-то ювелирное или ткань. Скорее, такую бумагу можно использовать для плотных красок-акрил, гуашь, темпера.

Среди составов бумаги стоит выделить в первую очередь два ингредиента: хлопок и целлюлоза.

Фрагмент работы на canson motval fin 100%
Между ними сложно выбрать фаворитов, так как у всех могут быть разные цели и навыки. Да, и элементарно, привычка работать с тем или иным количеством воды. Но все же для отработки навыков лучше начинать с целлюлозы – во-первых, она более бюджетна. А в начале своего творческого пути вы должны и будете совершать ошибки, чтобы разрисоваться, уйдёт достаточно много бумаги, поэтому идеальный вариант — это целлюлоза. Она предсказуема, быстро высыхает и ровней ложиться, чем хлопок. По сути, целлюлоза – это дерево.

Дерево в принципе не станет впитывать в себя краску глубоко, в следствие чего, на ней удобно отрабатывать лессировку. Но и по-мокрому можно на ней освоить, если работать однослойно. Бумага вытерпит исправления на скорую руку, но старые слои вымываться не станут.

Достаточно быстро могут появиться катышки, будьте аккуратны. Однако, не смотря на минусы, у целлюлозы есть и весомые плюсы – она не «ест» цвет. Это очень важно для начала работы с акварелью, так как вы получаете после высыхания тот результат, который был и в процессе.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы хлопка.
При работе с ним помните, что по сути – это ткань. Представьте, что рисуете, например, на футболке. Конечно, главное отличие хлопка от целлюлозы в том, что краска при попадании на бумагу уходит в ее глубокие слои и дольше остается влажной. Это хорошо для техники по-мокрому и для красивых акварельных переливов, но миграция пигмента может слегка выйти из под контроля, поэтому необходимо привыкать к бумаге, тестировать ее и контролировать влажность. Если вы приспособитесь ко всем условиям, вы будете очень довольны результатом, по сути она сама творит магию. Также хлопковую бумагу можно вымывать практически «под ноль» и делать это неоднократно, в отличии от капризной( в этом отношении) целлюлозы. Минус хлопка в том, что пигмент проникая в глубокие слои листа «съедает» насыщенность пигмента. Таким образом, у вас есть два выхода – либо заранее брать более темный и насыщенный цвет, либо готовиться к наложению нескольких слоев.

Существует также смесовые бумаги, содержащие оба компонента или с добавлением, например, бамбука. Здесь нужно ориентироваться на то, каков процент того или иного: чего в составе больше, те свойства и будут превалировать. Но это не значит, что действие его однозначно, все надо пробовать.

Также в процессе работы стоит обратить внимание на химические добавки. Натуральная бумага без добавок не пожелтеет со временем, но с другой стороны, эти добавки защищают бумагу от различных воздействий и загрязнений.



Плотность бумаги для рисования имеет также большое значение. Акварельная бумага начинается в среднем от плотности 185г/м2 до 800г/м2. Стоит отметить, что бумага с низкой плотностью лучше подойдет для натягивания на планшет, так как при намокании без дополнительного крепления она запросто начнется коробиться и вернуть ей ровный вид проблематично.Бумага от 300г\м2 может быть использована и без планшета. Однако учтите, что от большого количества воды, ее все равно может «повести». Чтобы этого избежать, лучше всего закрепить бумагу малярным скотчем по всему периметру, плотно прижимая лист бумаги к планшету во время крепления, чтобы не возникло пузыря.

И последнее, на чем стоит остановиться в выборе бумаги-это формат.

Если говорить об экономии, то лучше всего выбрать крупноформатный лист, который вы сможете порезать на несколько маленьких, либо планировать из большого листа разные форматы – и а3, и а4. Но обратите внимание, что большие листы у всех производителей могут быть разные, поэтому при нарезке стандартные форматы слегка исказятся. Но не стоит считать это недостатком, скорее наоборот. Но если вам нужны строго а3 и а4, а может и а2, то лучше купить альбом или склейку-так вам не придется тратить время на разглаживание свернутого в рулон листа, принесенного из магазина и на резку.

Некоторые художники вообще предпочитают альбомы, чтобы импровизировать и продолжать композицию на следующий лист, да и в принципе, за аккуратность.

Мы рассмотрели с вами несколько аспектов выбора бумаги для рисования акварелью: виды фактур, состав, плотность и внешний вид. Теперь вам будет проще сделать свой выбор. Если муки выбора так и не покинули вас, купите несколько средних листов разных текстур и составов, так вы сможете на практике решить для себя, с чем приятнее всего работать. Не стоит здесь делать знак «=» между цена-качество. Тем более, когда вы только учитесь. Не останавливайтесь в своем поиске, через месяц, возможно, вы лучше освоитесь с акварелью и захотите попробовать новые эффекты.

Акварель вообще про развитие и непостоянство, но в этом ее прелесть, не так ли?


Коммерческий иллюстратор, преподаватель Fantasy Room Moscow
Ольга Лапинская
Made on
Tilda