Выбрав базовый курс по акварели, будущий художник оказывается перед тяжелым вопросом, какие материалы необходимо подготовить, как их выбрать, в чем основные отличия и для чего вообще нужны те или иные инструменты. И если с красой и акварельной бумагой мнения не столь разнятся, то мнения о том, какие кисти лучше для акварели, у разных художников могут быть противоположными.
Какие кисти нужны акварелисту
Кисти для живописи отличаются по материалу, форме и размеру. Художники спорят, какими кистями рисовать акварелью наиболее комфортно. Одни отдают предпочтение белке, другие выбирают колонок. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы, кроме того то не единственные кисти, которые подойдут для работы с акварелью.
Акварельные краски существенно отличаются по свойствам от масляных или акриловых. Они хорошо растворяются в воде и так же хорошо впитываются в кисти. Потому для сохранения основных свойств красок важно подбирать инструменты с мягким ворсом и умеренной упругости.
Кисти из белки
Лучшие кисти для акварели по мнению многих художников из ворса белки. Это мягкие кисти, которые максимально впитывают влагу. Именно за такое свойство полюбили белку акварелисты. Как минимум одна беличья кисть пригодится для заливки. Также такая кисть идеально подойдет для работы по мокрому.
Еще одним преимуществом кисти из белки можно считать ее очень тонкий кончик, который позволяет прорисовывать тонкие линии и мелкие детали. Однако начинающему художнику сделать то будет сложновато, так как кисть из белки имеет низкую упругость.
Одним из главных минусов белки считается ее недолговечность. Дешевые кисти из этого ворса и вовсе станут непригодными в рекордно маленькие сроки. Наиболее похожими по свойствам являются кисти из шерсти козы или пони. Они чуть более жесткие, но также подходят для заливки.
Колонок
Колонок - отличный вариант, когда стоит вопрос, какие кисти нужны для акварели неопытному художнику. Они более упругие и сухие по сравнению с белкой. Это помогает легче прорисовывать мелкие детали, что особенно актуально при ботанической иллюстрации портретировании. Колонковыми кистями легче повредить нижний слой, однако это становится плюсом, когда есть необходимость растушевать фон. Такие кисти долговечны, потому можно смело брать качественный инструмент, рассчитывая использовать его годами.
Синтетические кисти
Все большую популярность набирают синтетические кисти. Они значительно дешевле белки и колонок ,при этом имитирует натуральные кисти. Синтетика более упругая и сухая, чем белка, однако это не мешает многим художникам выбирать именно такой вариант.
Смесовые кисти
Если не удается выбрать, какие кисточки нужны для акварели больше, то можно воспользоваться и смесовыми вариантами. Такие кисти содержат ворс белки и колонок вместе, объединяя положительные стороны обоих материалов.
Жесткие кисти
Еще одним важным вариантом кисти для художника-акварелиста являются щетинистые жесткие кисти. Они идеально подходят для создания текстур пейзажей и интерьеров. Для этого стоит использовать практически сухую кисть по увлажненному листу. Такие кисти относятся к бюджетным.
Водные кисти и аквабраш
Текучие свойства акварельной краски позволяют использовать современные водные кисти: аквабраш и вотербраш. Это специальные кисти с резервуаром для воды. В эту воду можно добавить акварель и рисовать получившимся цветом. Такой вариант отлично подойдет для быстрых зарисовок в скетчбуке и выполнения набросков.
Какие формы кистей подойдут для акварели
Кроме материала кисти для акварели отличаются и по форме. Наиболее распространены круглая и плоская кисти. Первая отлично подходит как для прорисовки фона, так и для мелких деталей. Плоскую же кисть удобнее использовать при построении правильных геометрических форм. Оба этих вида обязательно присутствуют в стандартном наборе инструментов любого художника.
Еще одним уже более специфическим типом кистей можно считать контурные кисти для акварели. Они схожи с плоскими, но имеют более короткие ворс, поэтому рисовать ими контуры легче. Наличие таких кистей уже не является обязательным для начинающего.
Интересным вариантом можно считать кисть-кошачий язык. Благодаря креплению как у плоской кисти, а расположению ворса, как у акварельной, такая кисть является универсальной.
Веерные кисти помогут сделать красивый градиент или цветовую растяжку. Существует и множество других нестандартных форм кистей, которые могут существенно облегчить работу художнику, но далеко не все прибегают к их постоянному использованию.
Размеры кистей для акварели
Еще одним важным показателем для кисти является ее размер. Чтобы понять, какие кисти для рисования акварелью пригодятся, нужно определиться с тем, что будет изображено. Для крупных заливок и фона подойдут самые крупные кисти, а вот детали гораздо комфортнее рисовать мелкими кистями. При этом для большого рисунка пригодится больше толстых кистей, а для мелкого наоборот. Размер кистей обозначается числами на сами кистях.
Набор акварельных кистей для начинающего художника
У опытных художников можно увидеть огромное количество самых разнообразных кистей по форме, толщине и материалу. Однако приобрести абсолютно все сразу довольно дорого, да и материалы желательно перепроверять лично. Потому назовем минимальный набор кистей для новичка:
- круглые кисти из белки №3, 8 и 12;
- плоская кисть из колонка или синтетики № 12.
Конечно же с таким набором довольно ограничены возможности, но кисти можно докупать постепенно, определившись с тем, каких именно не хватает для комфортной работы.